Знахарь – от слова «знать» - именно такой смысл имеет это слово, которое пугает некоторых современников. Некоторым видятся стоящие за этим понятием колдуны, шаманы, машущие руками над больным, экстрасенсы, «вытягивающие» дурную ауру…Но не будем это отвергать, потому что польза, приносимая такими действиями, также очевидна – не всегда, конечно, но в некоторых случаях. Исконно народная медицина даже у наших предков славян не возникла на пустом месте – в ней объединились методы, накопленные народным врачеванием многих сословий и религий, в том числе, и христианства.
Фармацевтическая промышленность, понятно, в те времена отсутствовала, как и не было сколь-нибудь достоверных знаний о химическом производстве лекарств. Но народное врачевание хворей с помощью трав (прежде всего) и прочих природных средств широко применялось и знахарями, и просто сведущими людьми из простого народа. Даже современные врачи, признающие народную медицину, опираются в своих рекомендациях на древние знания, чьи корни идут из глубины веков.
А ведь не столь уж редки случаи, когда официальная медицина отказывается от «безнадёжного» больного, а бабушка-ведунья нашёптываниями и травяными настоями, глядишь, да и возвращает его к жизни. А что говорить о тех давних временах, когда единственным спасением от недугов были как раз действия этих самых бабушек или целителей! Причём, в основу лечения ложилось врачевание не только тела, но и души.
«Белые» маги то и дело вступали в соперничество с «чёрными» колдунами: по крайней мере, так это виделось большинству и тогда, да, наверное, и сейчас. Чтобы отличить одних от других, можно принять к сведению некоторые советы, которые были актуальны во все времена. Колдуны обычно напускают на себя и на свою деятельность некую завесу – дескать, то, что я делаю, не дано познать простым смертным. Даже в наше время войдя в офис такого целителя, вы погрузитесь в таинственную атмосферу – полумрак, горящие свечи, иконы… Да и сам целитель облачён в черные одежды с обилием цепей и крестов на шее. Однако и не будем огульно осуждать всех этих людей - среди них, действительно, есть достойные и знающие.
Православные же целители обычно не скрывают своих методов. Они обращаются к Божественному слову и осеняют себя крестным знамением, а их молитвы и заговоры обращены к Всевышнему и святым. На его двери отсутствует замок – заходи всяк, кто нуждается. А входящего обычно встречал запах разнотравья: тут и терпкая полынь, и духмяная мята, и много других благоуханий. Но эти признаки не являются основополагающими: «чёрный» колдун может рядиться в личину «белого и пушистого», как сейчас говорят.
Наверное, более важным будет разговор об оплате. В настоящее время можно встретить в рекламных газетах множество объявлений типа «Сниму порчу», «Приворожу», «Избавлю от всех болезней», и стоит лишь позвонить и узнать, сколько стоят такие действия, то… Впрочем, не будем продолжать – и так всё ясно. Наряду с этим, белые, настоящие целители в былые обычно не назначали конкретной платы – «Не я помогаю, а Бог». Но всё же им тоже нужно было на что-то жить, кормить семью, поэтому благонравные посетители приносили кто что может – или пару яичек, или кусок холста, или нитки для вышивания… Причём они благодарили знахаря не столько за содеянное, сколько за искусство, которым он владеет.
Возможно, некоторых посетителей и встарь, и сейчас вводит в смущение то обстоятельство, что знахарь творит свои обряды и читает заговоры не громко, а нашёптывая. Ну и что же? Так положено было, и так сложилось исподволь. А слова, которые он произносит над больным, всё же доступны слуху.
Таким образом, чёткое разграничение между колдунами и знахарями иногда провести сложно. Колдуны ведь тоже были разные – как белые, так и чёрные. Тем не менее, слова «знахарь», «целитель» несут всё же более позитивное значение, нежели «колдун». |