Збручский идол - выдающийся памятник древнерусского изобразительного искусства. С 1851 года статуя хранится в Краковском археологическом музее, а ее копии в натуральную величину - в Московском историческом, Тернопольском краеведческом музеях, Почаевском музее. Фотокопия Збручского идола хранится в Чемеровецком районном народном историко-краеведческом музее. Ученые считают, что Збручский идол - изображение древнеславянского бога солнца - Святовита, Святовида, свергнутого во время крещения местного славянского народа, как это сделали с фигурами Перуна в Киеве и Новгороде.
Скульптурные изображения идолов у древних славян были достаточно распространенными. Простейшие из них выполнены из дерева, реже - из камня, черты лица и контуры рук у них еле прослеживаются. Фигуры идолов почти не были детализированы и имели вид грубо отесанных узких деревянных столбов.
Збручский идол
Как свидетельствуют археологические и письменные источники, древние славяне чаще всего изготавливали деревянные статуи божеств, предоставляя им человеческий облик. О них, в первую очередь, можно узнать из древнерусских летописей. Так, в 980 г. в “Повести временных лет” рассказывается, что князь Владимир Святославич в Киеве “поставил кумиры на холме за тюремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь”.
Никакой деревянной статуи до сих пор не найдено. Большинство их после принятия христианства сожгли или сбросили в реки. Да и дерево не является долговечным материалом.
Судить о внешнем виде славянских идолов можно только по нескольким каменным статуям. Они очень массивные, в отличие от деревянных, наделенных легкими и стройными пропорциями. В камне лишь намечены очертания глаз, носа и рта. Фигуры эти отличаются чертами декоративности, близкими по манере к художественной обработки дерева.
Самым уникальным является всемирно известный Збручский идол, датированный IX-Х вв. Его в 1848 г. у подножия холма недалеко от реки Збруч, возле села Лычковцев (теперь Гусятинского района Тернопольской области), случайно нашли пограничники. Сейчас идол хранится в Археологическом музее в Кракове (Польша). В древности во время разрушения капища, в центре которого он возвышался, христиане, вероятно, сбросили его в воды реки, примерно тогда, когда киевского Перуна тащили Боричевым спуском к Днепру. Четырехликую статую впоследствии затянуло толстым слоем ила, и на момент обнаружения она прекрасно сохранилась.
В сложившейся традиции идолу было приписано имя Святовита, потому что статуя древнеславянского языческого бога Святовита, которая стояла в древности в Арконе, также имела форму четырехликого идола. В первоначальном, языческом смысле это имя означало “наделен чудодейственной и добротворною силой”.
По мнению академика Б. Рыбакова, Збручский идол дает чёткое представление о славянской космогонии. Эта трехъярусная монументальная достопримечательность рассказывает о строении сложного языческого пантеона. Вверху находятся божества-покровители небесной сферы; в центре - люди, которые их прославляют; внизу - божества подземного мира, поддерживающие земную твердь и небесный свод.
Нет общего мнения и по идентификации божеств на главном, верхнем ярусе. Б. Рыбаков считал, что на Збруцьком идоле изображены разные боги. На фасадной стороне - Мокошь - “мать урожая”, вокруг которой находятся другие божества, которые ей прислуживают. Богиня с кольцом - Лада, богиня весны, пахоты и сева, покровительница брака и любви. Фигура с конем и мечом - Перун, бог грозы и войны. Бог с солярным символом - Дажьбог, славянский солнечный Аполлон. В нижнем ярусе - изображение Велеса, одна из ипостасей которого связана с подземным миром умерших.
Формы Збручского идола очень примитивны и условны. Стилистика обработки каменного блока свидетельствует о навыках мастера - резчика на дереве, а не на камне. То же самое подтверждают и четырёхгранность изображения, и очень низкий плоский рельеф.
Збручанский идол точная копия
Предоставляя каменной глыбе несвойственные ей формы деревянного столба, мастер еще сильнее усложнял непростую для себя задачу - создание монументального многофигурного рельефа, насыщенного сложной символикой. В изображениях Збручского идола олицетворены какие-то определенные чувства или идеи. Художник стремился передать и олимпийское спокойствие небожителей в верхнем ярусе, и беспомощность людей - в среднем, и гнев и злость на лицах - в нижнем.
Збручский идол - это четырехгранный столб высотой 2,67 м, разделенный по вертикали на три неравные части (пояса).
Верхняя часть (160 см) заполнена четырьмя фигурами божеств, увенчанных одной колоколообразной шапкой. На лицевой стороне изображено женское божество. В правой руке он держит вещь, тонким концом вниз. Левая рука согнута в локте и прилегает к животу. Из-под длинной одежды видны ноги. На поясе фигуры изображена сабля, под которой размещён кон.
Средняя часть идола (высотой 40 см) чередуется изображение женщин и мужчин.
Нижний пояс идола высотой 67 см. На нём изображена усатая мужская фигура с поднятыми руками, которые как бы поддерживают средний и верхний ярусы.
Большинство исследователей Збручского идола сходятся на мнении, что это произведение четко символизирует деление Вселенной на небо - мир богов, землю - мир людей и подземный мир - таинственные жители держат на себе землю. На верхнем ярусе центральное место занимает богиня плодородия с рогом благосостояния. Слева от нее Перун - бог-воин с саблей. Две последние фигуры с суровыми глазами тоже основные боги славян. Средний ярус - земля с хороводами женщин и мужчин.
Нижний ярус - подземные боги. Напоминаем, что представление о трехъярусном строении мира сложилось еще во времена Трипольской культуры (конец V-III тыс. до н.э.). А общая шапка для четырех небесных существ, наверное, отражает различные ипостаси единого высшего Бога
В 1984 г. И. Русанова и Б. Тимощук нашли городище-святилище Богит, на котором возвышался в древности Збручский идол. Судя по находкам, это святилище было разрушено только в середине XIII в. Оно находилось на вершине горы и было укреплено со всех сторон земляными валами. К рубежу IX-X вв. относят основные здания, исследованные на его территории. В центре святилища было “требище”, хоромы которого могли одновременно вместить до 500-600 человек.
На самом мысе горы на особом возвышении был возведено “капище”, вымощенное из камней в виде восьмилепестковой розетки диаметром 15 м. Внутри круга, образованного восемью углублениями, археологам посчастливилось найти квадратную в плане яму, которая была основой Збручского идола, сброшенного после победы христианства в воды реки, протекающей внизу.
Благодаря этому исключительно важному открытию удалось восстановить ориентацию граней уникального памятника. Входя с севера на территорию святилища, человек мог видеть изображение Макоши. Соответственно, на запад был обращен Перун, а на восток - Лада. Центральный жертвенник святилища находился возле ног солнечного Дажьбога, культ которого не исчез даже после крещения Руси.
План КАПИЩА, где откопали збручского идола
План Збручского святилища
Нижний фриз Збручского идола представляет собой очень сложную схему. Показанные на нем антропоморфные полуфигуры еле различимые: одна из них подняла вверх руки с расцепленными пальцами, другая приложила руку к груди, третья является большой головой, и, наконец, на четвертой грани четырехгранного столба в этом месте изображение вообще отсутствует. Збручский идол - выдающийся памятник древнерусского изобразительного искусства.
Описание Збручского идола.
Высокий четырехгранный столб, изготовленный из местного серого известняка, украшенный с четырех сторон барельефными трехъярусными рисунками, которые иногда переходят в резьбу. В этом плане техника обработки каменного блока близка к декоративным приёмам резьбы на дереве. Когда-то его покрывал слой ярко-красной охры, следы от которой еще сохранились в некоторых местах. Высокий (2,7 м) столб Збручского идола венчает четырёхликая голова в древнерусской княжеской шапке с будто меховой оторочкой. Все “лики” - два мужских и два женских - имеют продолговатые вытянутые пропорции с плоскими, едва очерченными чертами лица.
Каждая грань делится на три, на первый взгляд, отдельные ярусы, соответствующие тогдашним религиозным представлениям о трёх мирах: верхний ярус изображает небо и славянских богов, которые стоят; средний - землю и небольшие, очень стилизованные фигурки людей; нижний - ад и полуфигуры с поднятыми вверх руками, которые якобы поддерживают два верхних яруса (заполнены только три клейма, одно осталось гладко отполированным).
Все четыре божества в верхнем ярусе композиции стоят на низком постаменте. Их застывшие иератические позы свидетельствуют об их “неземном” происхождении. Они изображены в одинаковых длинных и широких, опоясанных рубашках, из-под которых виднеются схематически изображены босые ноги. Руки плотно прижаты к груди, причем их жесты идентичны: правая согнута в локте и поднята, левая также согнута в локте, но опущена вниз. Кажется, что они показаны в момент какой-то клятвы: двое из них держат в правой руке, несомненно, магические или ритуальные предметы. В руке женского божества - рог, который древние славяне использовали во время жертвоприношений (треб).
Атрибутом другой богини есть прижатое к груди кольцо. Кисти рук двух других антропоморфных божеств показаны с широко расцепленными пальцами. Мужские образы наделены характерными чертами. Так к широкому поясу божества с помощью двух тоненьких ремешков подвешен вложенный в ножны меч с чётко чеканной рукоятью. Под ним, на фоне длинной одежды, - фигурка коня. На одежде божества на соседней грани изображен малозаметный знак солнца (круг с шестью лучами внутри).
На среднем ярусе - четыре довольно примитивные фигурки с разведенными в разные стороны руками. Кажется, будто они, взявшись за руки, образуют хоровод, который одновременно поддерживает верхний фриз, наподобие эллинских кариатид. |