Имя: Мокошь, Макоша, Макош, иногда рус. Макуша, Макешь. Б.Рыбаков считал, что имя "Ма-коша" означает "Мать урожая" (современные ученые давно пытаются оспорить это); возможны также вариации на тему "Ма-кощного" - "Иметь потустороннего, хтонического, древнего" (от кость/кость). В общем этимология имени - вопрос открытый.
Эпитет: Небесная Пряха.
Значение: 1) Мать-Земля как один из двух элементов "первичной оппозиции" на ряду с Отцом-Небом (также в этом аспекте Она - Женский лик Рода). Следовательно - Богиня урожая, плодородия Природы вообще (от чего реально в течение веков зависела судьба сельской общины).
2) Супруга Велеса, вселенская Пряха, что ткет причинно-следственные связи и нити жизни каждого существа (не стоит понимать здесь судьбу как слепой фатум - на то есть отдельная философско-теологическая дискуссия).
3) Покровительница женских домашних ремесел (прежде всего, прядения и ткачества).
Лики (проявления, грек. ипостаси): 1) Мать-Сыра-Земля; 2) Небесная Пряха (в трехглавье Мокошь-Судьба-не Судьба). Собственно, самих Судьбу и Скорби иногда расценивают как лики Мокоши. "Велесов круг" отождествляет с Долей и Недолей в этом плане в соответствии Живу и Мару.
В "двоеверии"*: Параскева Пятница, св. Параскева.
Аналоги в других индоевропейских традициях: инд. Парвати, Притхиви; иран. Аши, Спента-Армайти; грек. Деметра, Гея, Геката, Тюхе, Клото (или Мойры в целом); рим. Церера, Фортуна, Нона (или Парки); герм. Норны, возможно, Урд; фрак. Майка/Бендида; фриг. Кибела.
Упоминается в: "Повести временных лет", древнерусское произведение "Слово об идолах", поучения против язычества, фольклор южных славян, этнография русского Севера ХІХ ст. В "Велесовой книге" - д. 38-А.
День недели: Общепризнанно родноверами - пятница.
Праздники годового круга: В общем Мокошу почитают в октябре, 14/21/22 или 28 (вторая дата более распространена, первая утвержденная в ОРУ и РПК) числа, что соответствует дням св. Параскевы и Параскевы Пятницы. РО РПВ (+ ССО СРВ) и "Велесов Круг" уважают Мокошу также на Покров (1 октября). Летние Мокриди (19 июля), связывает Мокошу со Спасами и Спожинками. С данной Богиней можно связать также гадальные праздники (Судьбу и Калиту, например; 24 и 30 ноября).
Атрибуты: Веретено, возможно, рог изобилия (как и у ее "мужа" - Велеса). За изображением Крыжановского (наверху), также - кувшин с кашей.
Священное животное: Доподлинно не известна. Возможно, кот/кошка.
Символ: Ромб, разделенный внутри накрест, часто с точками в каждом из внутренних сегментов ("засеянное поле"). Также, в частности, Б.Рыбаков соотносил с Мокошею традиционную для восточнославянской вышивки фигуру женщины с поднятыми или опущенными руками, двумя всадниками (птицами и т.д.) с обеих сторон.
символ Макоши |