Красота – это королева, котораяправит очень не долго.(Сократ). Для исследователя иные исторические эпохи примечательны тем, что могут дать богатую информацию и пищу для размышления о том, как падок человек на всевозможные модные безделушки и украшения. В данной статье речь пойдёт о «новоявленном» модном течении, которое сейчас особенно распространено среди молодёжи (и оказывается среди людей отнюдь не юного возраста) – это стремление приукрасить своё тело «специфическим» рисунком, т.е. – татуировкой.
Исторические факты и свидетельства говорят о том, что татуировка («tattoo» или "tatu" означает "рана", "знак") – это очень древнее искусство. Первое упоминание о татуировке можно встретить в работах известных античных авторов, например: древнегреческий историк Геродот, описывая быт и культуру скифского народа упоминает, что скифские князья и воины наносили специальные татуировки на свои тела, чтобы подчеркнуть и подтвердить своё благородное происхождение и отношение к привилегированному классу. «Последующие исследования обнаружили, что скиф без татуировок мог принадлежать только к низшему сословию племени, касты, рода. Татуировки имели своё значение и указывали на принадлежность к определённому классу элиты общества» (http://mvny.ucoz.ru/blog/sekrety_skifov/2011-04-20-448).
«Раскопки в Горном Алтае в 1948 году Пазырской группы курганов пролили свет на татуировку скифских племен. Уникальной находкой стало тело скифского вождя. Этот вождь погиб в бою. Его череп был пробит в трех местах боевым чекалом. Набальзамированное тело погребли вместе с женой и наложницей. Погребение относят к 5-4 вв. до н.э Татуированными у вождя оказались грудь, спина, обе руки и голени.
Татуировка на груди сохранилась плохо, особенно в левой ее части, в области сердца. Тем не менее, ясно, что над сердцем изображалась голова основной фигуры во всей татуировке — фантастического зверя или львиного грифона. Тема львиного грифона не раз повторяется в том или ином виде по всему телу. Татуировка эта, по всей видимости, служила обозначением особой мужественности вождя. Не случайно и расположение головы грифона: прямо над сердцем. Изображение мифического животного должно было символизировать сверхъестественную силу и ловкость вождя. Характерной чертой скифской татуировки являются животные с вывернутым задом. Именно эти характерные черты мы и встречаем у нашего вождя. На плече вождя, внизу, можно увидеть изображение кулана или осла с вывернутым задом; на одном с ним уровне — изображение фантастического змея, выше - горного козла с вывернутым задом, затем в той же позе — оленя с птичьим клювом на конце морды, и опять клыкастого зверя.
Очень впечатляет изображение крылатого хищника. Голова животного с раскрытой пастью и вздернутым носом. Тело типично кошачье, с приподнятым кошачьим хвостом.
Как мы видим, на вожде преобладают некие фантастические сюжеты, что, несомненно, говорит о том, что вождь был не просто главой племени, но и представлял собой некое олицетворение высших, непостижимых и недоступных сил, которым древние скифы поклонялись.Также эти животные были призваны делиться своей сверхъестественной магической силой с вождем. Однако, наряду с этими изображениями, наличие в татуировке ряда бегущих горных козлов как бы указывает на то, что на данном этапе развития горно-алтайского общества татуированию придавалось и чисто декоративное значение». (http://tattooartists.ru /showthread.php?t=353)Существуют некоторые факты, указывающие на то, что впервые христианские адепты наносили себе на лоб или на изгиб руки татуировку в виде знака «Т», рыбы, ягнёнка. В эпоху средневековья эту эстафету перехватили уже крестоносцы, которые наносили себе татуировку латинского креста. Правда, в дальнейшем, католическая церковь запрещала и всячески преследовала тех, кто имел на своём теле какие-либо рисунки, считая носителей этих рисунков язычниками или поклонниками С. В наше же неоднозначное время, популярность татуировок возросла до немыслимого предела. Многие молодые русские люди, с восторгом смотрящие на так называемый «просвещённый» западный мир, уже сделали на той или иной части тела (иногда даже очень пикантной) одну, а то и несколько татуировок.
И так, чем же является эта непомерная тяга к росписи своего тела? Является ли наколка эстетическим украшением? И как относиться к этому явлению с чисто нравственной стороны?
Для того чтобы объективно разобраться в любом спорном деле и принять правильное решение, нужно выслушать противоположные точки зрения (доводы), как обвинителей, так и защитников.
На обычном судебном заседании, как правило, первое слово предоставляется обвинительной стороне, но в нашем случае можно сделать маленькую поблажку стороне защиты (ведь искусство нательной росписи очень древнее, а самое главное настолько популярное во всём мире, что надо оказать ему достойное уважение с нашей стороны) и дать ей выступить первой.
Аргументы защиты.
1) Татуировка по сути своей, если выполнена искусным мастером, служит ярким и привлекательным украшением той части тела, на которой она размещена. 2) Татуировка может нести в себе некое послание для тех, кто её увидит. 3) Сакральное значение наколки может влиять на бессознательное своего хозяина и тем самым изменять его судьбу, поведение и ход мыслей. 4) Бытует мнение, будто бы символы, нанесённые на тело, могут оказывать позитивное влияние или даже вылечивать определённые больные органы или хронические заболевания.
Аргументы обвинительной стороны.
1) «Наколка для мента». Дело в том, дорогой мой читатель, что если не дай бог вы когда-нибудь попадёте в «переплёт» и окажитесь под «бдительным» вниманием правоохранительных органов, то все ваши приметы и в том числе наколки, будут срисованы и занесены в специальную картотеку. Сделаем небольшое отступление и обратим своё внимание на печальное прошлое великой Германии. В войсках СС (и не только) было принято наносить особую, отличительную татуировку. И этот малозначительный факт в немалой степени поспособствовал после войны переловить и передушить «как котят» многих членов ордена СС. Кстати есть данные, которые рассказывают о том, что в немецких концлагерях из кожи советских военнопленных, покрытой красивой татуировкой, делали дамские сумочки, перчатки, абажуры т.п. вещи.
2) Татуировка может вызвать сыпь или онкологическое заболевание. «Медики из Австралии уверяют любителей тату: все татуировки, нанесенные на тело человека, опасны для его здоровья. Кожа страдает дерматитом даже после нескольких уколов во время набивания тату. Специалисты Мельбурнского университета проводили эксперимент, в котором делали тату людям с помощью лазерной техники. После этого они проанализировали состояние кожи человека и сделали вывод, что лазер оставляет на теле ещё большие рубцы, нежели обычная иголка. Одним из заболеваний, которые могут развиться после татуировки, ученые назвали онкологию кожных покровов.» (http://pro-massazh.ru/health/index.php/2195.html)
3) Основная масса людей наносит красивые рисунки на своё тело как дань моде, т.е. следуя слепым инстинктам толпы, при этом, нисколько не задумываясь о том, что через много лет (а может быть и раньше), веяния моды обязательно изменятся. И многие модные вещи, которые сейчас нам кажутся очень притягательными, окажутся в будущем, в лучшем случае совсем не нужны, а в худшем – позором! Вспомним своё общее прошлое (СССР), когда «расписные» парни с бритой на голо головой считались преступниками и такой внешний вид осуждался всем обществом.
4) При устройстве на работу, работодатель увидевший наколку будущего соискателя, может прийти к некоторым негативным выводам в отношении него, которые в свою очередь не прибавят шансов на получение вакантного места.
5) Со временем человеческая кожа теряет свои природные качества, а вместе с тем тускнеет картинка нанесённая на неё.
6) С точки зрения современной психологии, нанесение наколки на тело, пирсинг, экстравагантная причёски (панки), говорят о том, что человек не самодостаточен и он в чём-то очень нуждается. Ему хочется таким способом выделиться из общей массы, показать себя и обратить внимание окружающих. Только результат будет почти всегда отличным от того, которого он ждал. Людям же творческим такие слабости прощают в силу их природного таланта и потому они могут или даже обязаны быть всегда яркими и оригинальными, как звезды на ночном небосклоне.
7) Субкультуры. Желание влиться в определённую социальную группу, но с возрастом взгляды у многих меняются, наступает разочарование от своих кумиров и идеалов.
8) Активная пропаганда, а иногда и скрытое навязывание этого явления в наших «независимых» и «неподкупных» СМИ.
9) Как уже ранее говорилось (в П.3. «Аргументы защиты»), каждый символ несёт в себе определённую смысловую нагрузку и может оказывать некое магическое воздействие на своего носителя. Так вот, если рисунок поможет и каким-то образом повлияет на своего хозяина, то дальнейшее его воздействие уже будет приносить не пользу, а вред. Переизбыток (пресыщенность) энергии в той или иной степени всегда оказывает губительное влияние на того, кто ею обладает.
Как видим, доводы обвинительной стороны значительно превышают в количественном и качественном отношении аргументы защиты, но настоящее и прошлое показывают нам неизменность человеческой натуры и конечно каждый сам решает, что для него хорошо, а что плохо. Человечество же, в силу своей природы, всегда стремилось к совершенству и красоте (т.е. к идеалу). Красота, как божественный светильник, притягивает и завораживает, но не всегда люди умели чётко отличать красоту мнимую от настоящей.
|