О родах никто не должен знать
В некоторых местностях при родах могли и даже должны были присутствовать молодые незамужние девушки. Считалось, что чем раньше они узнают о том, как всё происходит, тем больше будут подготовлены к собственным родам. Но в большинстве регионов и населённых пунктов о дне предполагаемых родов нельзя было говорить. Более того, даже когда они начались, все домочадцы, кроме разве что матери и свекрови, должны были делать вид, что ничего не подозревают – даже и муж! Они занимались обычными домашними делами или делали вид, что спят. Такая конспирация нам, современным людям, может показаться странной и даже нелепой. Но, надо полагать, не столь уж тупы и дремучи были наши предки, и раз так было принято – значит, в этом был некий смысл. Какой?
Объяснение простое. Чем меньше людей знало о таинстве, тем меньше вероятности порчи или сглаза. Закономерен вопрос с примесью недоумения: каким же образом близкие роженице люди, и особенно – муж, могут навредить? Действительно, такое представить трудно… Но так уж было принято, такова традиция, которой следовали неукоснительно. Возможно, опасались нечаянного сглаза, а может, нечистые силы, сидящие, по поверью, у каждого за левым плечом, могли «спутать карты» и нарушить нормальное течение родов.
Повитуха – важнейшее лицо
Вот мы всё говорим: никто не должен знать, все должны делать вид, что и не подозревают о начавшихся родах… Так что же, все роженицы рожали самостоятельно, а тем более в поле, подобно Наталье из шолоховского «Тихого Дона»? Разумеется, нет. В стародавние времена роды принимала так называемая повивальная бабка, которой в сельской местности всегда оказывали всяческие почести. Эта женщина должна была отвечать ряду условий: иметь собственных, взрослых уже и здоровых детей, отличаться благонравным поведением и не иметь вредных привычек, находиться в климактерическом возрасте, знать молитвы и магические обряды и заговоры. Ну и, конечно же, это было в некотором роде её профессией, то есть повитуха обладала определённым опытом. Это умение передавалось из поколения в поколение, иногда бывало, что при родах присутствовала и её дочь, которая со временем могла её сменить.
Повивальную бабку приглашали в дом не заблаговременно, а лишь тогда, когда роды уже начались. Звать её шли не прямой дорогой, а по тайным тропинкам или огородами. Приглашение на роды также было выражено иносказательно, но повитуха, конечно же, понимала, о чём речь и немедленно отправлялась в дом роженице - но, опять же, петляя и избегая встреч со случайными прохожими. Она обладала большим набором средств для облегчения мук роженицы и благополучного разрешения от бремени. Здесь были и молитвы, и магические обряды и заговоры, и шепотки над водой, которую затем пила рожающая женщина, и просто советы, призванные облегчить родовые муки и поднять дух роженицы.
Какие приёмы она применяла
Будущей маме, у которой начались регулярные схватки, не позволялось лежать, повитуха водила её из комнаты в комнату, и самое главное – ей надо было переступать через пороги, символизирующие лёгкий «переход» младенца из небытия в наш мир. Надо заметить, что повитуха не особо церемонилась со своей подопечной, а ласковые слова перемежались приказами и даже окриками. Она могла внезапно обрызгать женщину водой, легонько стукнуть её и крикнуть: «Тужься, кому сказала!». Такая жестокость была оправданна. Прежде всего, от испуга у роженицы могла начаться рвота - и это указывает на то, что шейка матки начинает раскрываться.
Собственно, именно рвота и провоцирует начало активной родовой деятельности, и об этом известно современным акушеркам. И потом, если ласково посоветовать роженице тужиться, она, отуманенная болью, может и не воспринять это как «указание к действию». А вот жёсткий приказ повитухи способен, действительно, пробив все болевые блоки, помочь ей пробудиться и сподвигнуть к этому действию. Она сосредоточивается только на этом приказе и поневоле начинает выполнять его. |