Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия.
Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.
В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: "С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную".
Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси.
На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири. Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил.
Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима.
В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. Молодой человек держит в руках инструмент, два, скомороха дудят в трубы, пляшущий музыкант поднес к губам свирель. Скоморохи - странствующие актеры, взявшие на себя в Древней Руси ответственность каликов перехожих, говорящих правду, борющихся за справедливость. Внешняя острота слова действия пугала
глубоковерующих и священников, а это была просто очередная театрализованная, откровенная правда.
Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами.
На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на "почестей пир", Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:
"Ай же ты Добрынюшка Никитич млад!
А бери- ка ты гуселешки яровчаты,
Поподерни-ка во струнки золоченые,
По-унылому сыграй нам, по-умильному
Во другой сыграй да по-веселому".
Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.
Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин - Садко.
"Как во славном Новгороде
Был Садко, веселый молодец,
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гуселъки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Спотешал купцов, людей посадских".
Садко увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич.
Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ' обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.
Под рожок пели:
"А мы просо сеяли, сеяли! Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!"
Лада - богиня любви древних славян, а Дид - ее сын, прекрасный, как Аполлон. Многие праздники на деревне сопровождал именно рожок. Игра на рожке непростое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуются и физическая тренировка, хорошие легкие. Пастух с рожком гораздо ценнее, чем не имеющий его. Рожечник был непременным участником свадьбы, крестин, рекрутских сборов. На иконе XVII в. "Собор Богоматери",приве-зенной из Владимира в музей им. Рублева, изображены пастухи с рожками и трубами. В ХУП-ХУШ вв. в помещичьих усадьбах держали рожковые оркестры.
В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.
Средневековая Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты.
Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь бесовские инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.
Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? "Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами".
ИСТОЧНИК: Л.П. Васильченко Природа славян. - Томск, 2002.
|