О мифологии древних славян, обитавших в начале первого тысячелетия нашей эры между реками Вислой и Днепром, а также на Карпатах, ученые до сих пор ведут горячие споры. Расселившиеся в течение столетий от Балтийского моря до Балканского полуострова славяне сохранили общность представлений о природе, вселенной, отношениях между людьми. Каждая из групп славянских племен — западная, восточная и южная — создали собственные мифы, поклонялись богам, носившим различные имена, но очень сходным по своим функциям, славили героев и побаивались демонов и чудовищ, которых и мы с вами знаем с самого детства.
Вам знакомы слова Род, Суд, Доля, Лихо, Кривда, Смерть? Все это имена богов древних славян, сохранившиеся в языке. Кощей Бессмертный, Баба Яга, лешие, водяные, русалки, вилы, домовые и гуменники — эти существа из древних мифов перекочевали в сказки, которые из поколения в поколения пересказывались детям и несли в себе информацию о том, как видели мир наши предки.
До нас не дошел ни один записанный текст славянских мифов — на протяжении целого тысячелетия после принятия славянами христианства всякие «языческие» представления и верования жестоко искоренялись. И несмотря на это многое сохранилось в недрах народной культуры и тесно переплелось с христианскими верованиями и обычаями. Поэтому главными источниками наших знаний о славянской мифологии остаются средневековые хроники, поучения деятелей церкви, направленные против «язычества», а также устное народное творчество и сам язык.
Свет в начале мира
Среди древнейших божеств славян особняком стоит бог света — не солнца, а света вообще как противоположности тьме и хаосу. Со светом у славянских народов связано понятие «белый свет» — то есть весь мир, вселенная, а также представление о святости — высшей чистоте и духовной силе. Имя этого верховного божества звучало у различных племен по-разному: Сварог, Стрибог, Род, Святовит, Свентовит. Власть Сварога простиралась над всем миром, об этом свидетельствуют и редкие сохранившиеся изображения верховного божества — это каменные или деревянные изваяния с четырьмя ликами, обращенными на все четыре стороны света. Супругой Сварога-творца считалась, как и в мифах многих народов, богиня, олицетворявшая землю и ее творящую силу — Мать сыра земля, известная и под многими другими именами. Восточные славяне называли ее Мокошь, западные — Жива. Все прочие славянские божества рассматривались или как проявления Сварога, или считались его потомками. Интересно, что и сам Сварог выступал в двух обличьях — как космическое божество, и как домашний бог, покровитель племени, рода, семьи, домашнего очага. Недаром некоторые исследователи считают, что простая славянская изба создавалась как модель вселенной, где очаг или печь служат «солнцем», подполье — «подземным миром», а потолок — «звездным небом». Даже своих предков славяне в древности хоронили не на кладбищах, а под печью в избе, в своем собственном «подземном мире».
У истоков
Главные божества славян рано разделились на тех, кто осуществлял суд, стоял на страже справедливости и независимости народа, и других, в чьей власти находились силы природы, скотоводство и земледелие, порядок обыденной жизни, труд и его плоды.
Среди потомков Сварога особым почитанием пользовался грозный Перун — защитник земной правды, причина всех небесных явлений — от грома и молний до росы и радуги. Священным деревом Перуна считался дуб, ему были посвящались заповедные рощи со святилищами на холмах. (Файл, Перун)
Полной противоположностью Перуну был Велес — бог скотоводства и богатства, хозяйственной мудрости, покровитель животного мира, и в то же время счета, письма, знаний. Святилища Велеса располагались в низинах у воды, что подчеркивало его близость к стихиям плодородия — земле и воде. В честь Велеса до сих пор на святки рядятся в звериные маски и мохнатые тулупы. Символом Велеса с глубокой древности считался медведь. (Файл, Велес)
Единственный из достоверно известных нам праславянских мифов — о борьбе Перуна с Велесом. Перун, разгневанный тем, что Велес похитил у него небесные стада, преследует «звериного бога», который, скрываясь от молний Перуна, превращается в змея, коня, корову, человека и прячется пол камнями и корнями деревьев. Молнии расщепляют дерево, раскалывают камни, и наконец небесный гнев, знаменуя победу, разрешается проливным дождем, оплодотворяющим все живое.
Вв этом мифе нашло отражение противостояние между верхами и низами славянского общества — Перун был богом князей и княжеской дружины, а Велес считался покровителем простых земледельцев.
Даждьбожьи внуки
Так называли себя восточные славяне — по имени Даждьбога, еще одного могущественного божества из числа сыновей Сварога. Повелитель ветров и дождей, податель всех земных благ (недаром его имя происходит от славянского глагола «давать», и от него же образовано слово «дождь») Даждьбог особенно покровительствовало роду людскому, управлял судьбой каждого отдельного человека. По другим источникам Даждьбог был солнечным божеством, которому Сварог передал право владения землей и всеми ее обитателями.
Род и Рожаницы
Сварог в образе Рода, то есть покровителя семьи, породил Ладу — богиню брака, любви, согласия, сотрудничества и взаимопонимания. От нее зависело продолжение рода человеческого, мир в семье — все то, что мы называем словом «лад». Ладу и ее дочь Лелю называли Рожаницами — по их общему предку Роду. Лада покровительствовала семье, а Леля была символом весеннего обновления природы, девической чистоты, покровительницей влюбленных. С Лелей связывался Ярило — юный бог жизненной силы и плодородия, могучий, буйный, с неукротимым и изменчивым характером. Подобные парные женские божества известны в мифологии других европейских народов — например, Деметра и Персефона у древних греков. Рожаницам была посвящена пятница — самый почитаемый день у славян. |