С того момента как было изобретено огнестрельное оружие многие военные были озабочены одним вопросом, как увеличить скорострельность этого оружия. И многие оружейники считали, что единственным способом увеличить скорострельность, это увеличить количество стволов.
После появления многоствольных пушек, название «скорострельность» не особо подходило к ним. Хотя из такой пушки можно сразу произвести залп из всех стволов, но перезарядка занимала много времени. Но после того как появились картечные пушки, многоствольные пушки и вовсе отошли на второй план. В 19 веке была вновь возобновлена технология многоствольных пушек.
В конце 19 века Ричард Гатлинг изобрел многоствольную пушку, но скорее не саму пушку, ибо многоствольные пушки были известны давно, и расположение стволов по «револьверному» принципу такие системы применялись в ручном огнестрельном оружии. А создал он оригинальную систему подачи патронов и выброса стреляных гильз. Блок стволов поворачивался вокруг своей оси, и под действием силы тяжести патрон из лотка загонялся в патронник в верхней точке и происходил выстрел, при дальнейшем повороте стволов в нижней части происходил, тоже под силой тяжести происходил выброс гильзы. Привод вращения стволов был ручной. В системе Гатлинга применяли обычно от 4 до 10 стволов, калибр этих стволов составлял от 12 до 40 мм, что позволяло вести огонь до 1 км со скорострельностью в 200 выстрелов в минуту. Эта пушка превосходила по дальности и скорострельности все существующие на то время артиллерийские орудия. Система Гатлинга была не идеальной, она была громоздкой, и ее нужно было ставить на лафеты от легких пушек.
Много было изобретено различных многоствольных пушек, в основе которых лежало изобретение Гатлинга. Одним из разновидностей пушек появилась шестиствольная пушка Вулкан. Весом без боекомплекта 190 кг, с длиной ствола 1800 мм, калибр составлял 20 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту. Автоматическое управление пушки работает от электрического привода, мощность которого составляет 26 кВт. Подача боеприпасов осуществляется с помощью барабанного магазина емкостью 1000 патронов. Пустые гильзы тоже возвращаются в магазин. Это решение было сделано из-за неприятного инцидента, который произошел с самолетом F-104, когда стреляные гильзы были выброшены пушкой, и воздушный поток их подхватил и сильно повредил фюзеляж самолета.
Самой мощной многоствольной пушкой стала американская пушка GAU – 8 предназначенная для установки на штурмовики А – 10. Это была семиствольная 30 мм пушка, предназначенная для стрельбы по наземным целям. В этой пушке использовались два вида боекомплекта осколочно – фугасные и бронебойные с сердечником из обедненного урана. Так как самолет и пушка проектировались друг под друга, то при стрельбе из пушки не появлялось никаких нарушений в управлении. При создании самолета была учтена специальная защита от пороховых газов пушки, что могло бы привести к остановке двигателей. Но при эксплуатации самолета было выявлено, что несгоревшие части пороха оседают на лопатках турбокомпрессора, из-за этого двигатель теряет тягу. Для предотвращения этой проблемы в двигателях были установлены специальные электрические дожигатели. Хотя этот самолет не показал высокой эффективности в применении пушки, зато психологический эффект был ошеломляющим.
В СССР разработки многоствольных пушек начали для кораблей ближнего ПВО. Были созданы зенитные автоматы калибром 30 мм, и они до сих пор находятся на вооружении кораблей ПВО. А уже модернизированные пушки стоят на вооружении в ракетно-зенитном комплексе «Кортик». На самолетах также стали применять многоствольные пушки типа ГШ – 6 – 23. Скорострельность этой пушки составляла 9000 выстрелов в минуту. Первоначальное раскручивание стволов производилась простым пиропатроном, а не так как в американских аналогах электроприводом, или гидроприводом. Это позволило повысить ее надежность и упростить конструкцию. После того как сработает пиропатрон дальнейшее раскручивание стволов происходит за счет пороховых газов. Подача патронов может быть как беззвеньевая, так и звеньевая.
Многоствольные пушки системы Гатлинга являются практически пределом скорострельности механических огнестрельных систем. В современных скорострельных одноствольных пушках применяется водяное охлаждение от перегрева, то многоствольные пушки с вращающимися стволами больше приспособлены для длительной стрельбы. |