«Бысть во граде Переславле камень, в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей…» — гласит летопись. Первыми, по словам академика РАЕН Валерия Чудинова, расшифровавшего руны, которыми покрыты бока валуна, камень облюбовали язычники.
Но и христиане не брезгуют просить о помощи этот артефакт. И не демон их вроде притягивает. Скорее уж надежда на исцеление. Говорят, языческий бог плодородия Ярило, которому молились у камня, дарит паломницам детей, а паломникам возвращает мужскую силу. А ещё валун этот исстари влиял на природные явления и политические события. Если, скажем, стал он выбираться из земли или забираться под неё, жди странных природных аномалий — жары или холода. Или социально-политических катаклизмов. Так ли это на самом деле, сказать сложно. Но факт остаётся фактом — если ещё год назад над землёй выглядывала лишь макушка, то начиная с декабря он начал расти. Причину движения, да и вообще природу странного камня специалистам найти не удалось. Не могут учёные мужи объяснить, почему зимой он отталкивает от своей поверхности снег, имеет голубой оттенок (от чего, собственно, произошло и имя — Синь-камень), а по ночам светится. Геологи, исследовав валун, сообщили: «мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец». Исследователи из «Экологии непознанного», работавшие здесь в 1996 году, утверждали: глыба находится на пересечении энергетических силовых линий, которые и заставляют её двигаться. Специалисты-почвоведы разъяснили: валун «взобрался» на берег, потому что талые воды размыли песок, а затем его подталкивали подводные течения и ледовые торосы. Правда, ни один ледолом почему-то не вытащил на берег затонувшие лодки и автомобили, которые просматриваются в толще воды Плещеева озера. На ветвях деревьев, растущих неподалёку от бродячей каменюки, трепещут разноцветные ленточки. Их оставляют туристы. Они же усыпают его подножие монетками и леденцами, а порой оставляют и вовсе странные подношения вроде жареной курицы или трёхлитровой банки молока. Они же, к сожалению, и надписывают на боках валуна привычное: «Здесь был Вася», и отбивают кусищи волшебного камня — на память. Ведь согласно народному поверью растолчённый и смешанный с водой кусочек избавляет от любых хворей. Вот и стоит теперь валун с боками, будто погрызанными злобным зверем. Из-за таких не в меру ретивых поклонников к журналистам в администрации национального парка «Плещеево озеро», на территории которого находится Синь-камень, относятся прохладно: «Вы напишете, а нам потом с толпами вооружённых зубилами и молотками борись!» И забор не поставишь — камень начнёт движение и сломает ограждение. Если вы, плутая, будете спрашивать у местных, "а как пройти к Клещину городку”, или даже "а где деревня Городище”, вы добьетесь куда меньшего успеха, чем если спросите так – "а как пройти к Синему камню?”
«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)
"Камень действительно синий, но с явными вкраплениями слюды. При внимательном рассмотрении на нем заметны характерные белые прожилки кальцита..." (21 в).
Синий камень лежит на склоне Александровой горы. Это - 12-тонный валун, принесенный ледником. Ныне камень почти находится в воде, зарывшись в песок, а еще лет 30 назад он лежал от берега вдалеке. То ли озеро дышит, то ли камень двигается. Говорят еще, что от него нельзя ни кусочка отломить, и что в самый большой снег он лежит голым. Первое неверно, второе - правда.
Камень - культовое место с незапамятных времен до сего дня. В 17 в некий ростовский старец, проезжавший через город, был возмущен бесовским камнем, и приказал его засыпать, но камень потом снова оказался на поверхности. В 1788 году его решили заложить под фундамент строившейся тогда в Переславле Духовской церкви, чтобы «подмять» языческий символ под православную веру. Но едва погрузили на сани и потащили на озеро (дело было зимой), как у берега лед треснул, и камень метра на полтора затонул. Лет через 70 он как-то незаметно оказался на берегу; пошли разговоры о чуде. Как резюмировала местная газета в 1850-х гг, "кумир поверженный - все бог". О чуде говорят и сегодня, приписывают кристаллической структуре камня способность "мыслить", самому камню - двигаться, и светиться по ночам.
В христианские времена камню поклонялись в день памяти Бориса и Глеба, что можно считать поздним обычаем, связанным с основанием в 13 веке на горе Борисоглебского монастыря. Синий камень не одинок - просто он один остался. Был еще Лось-камень где-то в лесах к западу от озера, каменная баба в Берендеевом болоте. Говорят, и сейчас, чтобы не заблудиться в болоте, перед бабой кладут грибы и ягоды, и пятятся. В самом Переславле на берегу Трубежа был камень, в 1840-х разбитый на щебень, а на площади перед Спасо-Преображенским собором и сейчас лежит культовый валун.
Говорят, сейчас синий камень уходит от людей, закапываясь в землю, что неудивительно: фактически, камень лежит в болоте. Может, это и лучше: слишком много стало в последнее время желающих отколоть от него кусочек на память. Александрова гора, или (второе название) "Ярилина плешь" - территория, связанная с языческой культурой населявших ее народов и именем переславского князя Александра Невского - выдающегося политического деятеля и полководца. В начале первого тысячелетия нашей эры вершина горы была местом поселения человека. Жители городища в эту эпоху принадлежали к угро-финскому племени меря. До нас дошли мерянские названия рек, озер, урочищ и селений, такие как: Нерль, Векса, Кубря, Сольба, Брембола. Земляные городки служили убежищем для обитателей этой местности в военное время, а в мирное время здесь жил начальник рода со своими родственниками. В этих местах совершались общественные моленья и принимались жертвенные дары.
В IX-X веках на берегах Плещеева озера появляются славяне. Историки считают, что пришли они сюда из новогородских земель и с берегов Днепра. Мерянское население постепенно раставорялось в массе более многочисленных и культурных славян. Земледелие и скотоводство было основой хозяйства славянских племен. С появлением славянской культуры изменяется и характер использования горы. Славяне построили сначала город Клещин (на месте современного села Городище), а гору превратили в капище, место молений своему богу - богу солнца, весны и плодородия Яриле. Отсюда и второе древнее название горы - "Ярилина гора", или "Ярилина плешь".
С проникновением христианства языческие верования были искоренены, на вершине горы построена правословная церковь. Позднее на горе был сооружен небольшой Александров монастырь, окруженный шестью башнями. Здесь же существовало кладбище, что подтверждается обнаруженными погребениями и могильной плитой 1512 года. При исследовании горы найдено более тысячи монет времен Ивана Грозного. Монастырь запустел в начале ХVII века. По поводу названия "Александрова гора" существует две легенды, схожие между собой в том, что ее название связано с именем Александра Ярославича Невского. По первой версии, Александр приехал в Переславль со своей матерью, женой и всем двором, размолвившись с новгородцами после Невской победы. В память о своей победе он основал монастырь, названный по его имени Александровский. По второй версии, здесь был загородный терем Великого князя. Во время татарских нашествий он был разрушен и больше не возобновился. Народная память отметила это обстоятельство, дав горе название Александровой. В дальнейшем на развалинах терема был поставлен храм, а позже (1547) - монастырь, посвященный имени князя Александра. Александрова гора была разрыта сверху и с боков траншеями и цельными площадками археологической экспедицией графа Уварова в 1853-1854 годах так, что от первоначального вида горы не осталось и следа.
Источник: http://www.kudesa.ru/eto-interesno/sin-kamen.html |