Вторник, 24.10.2017, 03:23
NUMEROLOGIC
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Языческий Мир [20]
Славянские боги [12]
Духи и существа [1]
Языческая магия [1]
стихи [1]
Комментарии
Данный инт...

У каждого ...

Купил кота...

Вот читаем...

Здравия!А ...

Здравия!И ...

...

В общем я ...

Странно у ...

Здравия!Пр...

Новые статьи
Популярное
Жезл Кадуцей (Жезл Гермеса)
Расшифровка эмблем логотипов основных автопроизводителей
Cердечко: символ вечной любви
Татуировка: за и против
Из глубины веков под знаком трезубца
Символизм Подковы
Рисунок солнца — счетная матрица
Исторические анекдоты. Спарта
Мифические животные в европейской геральдике
Казаки-характерники
Фига
Поза во сне и характер
Практический курс рунического искусства - Платов Антон
Сбитень - традиционный славянский напиток
Значение взгляда.
Лунница
Священная Индийская Корова
Тайное и явное. Цели и деяния сионистов [СССР/1973]
Кшатрии Древней Руси
Русский Стиль - Система Кадочникова - 11 фильмов
Новые программы
Рекомендуем

Главная » 2014 » Март » 22 » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
22:48
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия.

Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.


В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: "С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную".

Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси.

На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири. Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил.


Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима.

В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. Молодой человек держит в руках инструмент, два, скомороха дудят в трубы, пляшущий музыкант поднес к губам свирель. Скоморохи - странствующие актеры, взявшие на себя в Древней Руси ответственность каликов перехожих, говорящих правду, борющихся за справедливость. Внешняя острота слова действия пугала


глубоковерующих и священников, а это была просто очередная театрализованная, откровенная правда.

Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами.

На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на "почестей пир", Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:

"Ай же ты Добрынюшка Никитич млад!

А бери- ка ты гуселешки яровчаты,

Поподерни-ка во струнки золоченые,

По-унылому сыграй нам, по-умильному

Во другой сыграй да по-веселому".

Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.

Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин - Садко.

"Как во славном Новгороде

Был Садко, веселый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гуселъки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских".

Садко увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич.

Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ' обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.

Под рожок пели:

"А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!"

Лада - богиня любви древних славян, а Дид - ее сын, прекрасный, как Аполлон. Многие праздники на деревне сопровождал именно рожок. Игра на рожке непростое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуются и физическая тренировка, хорошие легкие. Пастух с рожком гораздо ценнее, чем не имеющий его. Рожечник был непременным участником свадьбы, крестин, рекрутских сборов. На иконе XVII в. "Собор Богоматери",приве-зенной из Владимира в музей им. Рублева, изображены пастухи с рожками и трубами. В ХУП-ХУШ вв. в помещичьих усадьбах держали рожковые оркестры.

В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.

Средневековая Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь бесовские инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.


Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? "Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами".



ИСТОЧНИК: Л.П. Васильченко Природа славян. - Томск, 2002.


Категория: Языческий Мир | Просмотров: 1030 | Добавил: Geras | Теги: инструменты, садко, гусли | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Архив записей
Поиск
Гадание на рунах

Руна дня



© «Astral-Vision»
Календарь
Праздники славян
Flag Counter
free counters
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги
Амброзия камень камни алатырь алтарь гора арии Арийцы германцев Аркона асы один Асгард вальхалла белобог вера берегини берегиня боги Вышень человек гадание битвы знания Аполлона мужчина брак велес славян вода традиции люди амулет богов день вещий бога ветры Бог грек вед воинов волю громовержец божества божеств праздник богиня внедрения гипноз ведьмы греции бои руси Арийские викинг в вечности «цветных революций» в предгорьях напиток - традиционный березовский в России власти 1870 года врачебных «Дрвенград» в Сербии свастика в пещере гороскоп влияние верить слово абракадабра? (мизинец) - Владимир горы белой бессмысленных во «бес» богатыря автопроизводителей Веды массы Блядство аура брокколи вещества аметист Бахус греки выражение город веществ битва войска горцев гербах

Яндекс.Метрика

Карта сайта
Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления. ©NUMEROLOGIC, 2017 г.