Имя: Велес, Волос (по Б.Рыбакову, первая форма была характерна для северных регионов Руси через балтский субстрат, вторая - для более южных). От Его имени, очевидно, происходят (или, по крайней мере, связанные с ним) такие слова, как "воля", "власть", "вол" "большой","волошба".
Эпитет: Вещий, "Скотий Бог" (спор. эпитет Шивы - Вришапати - Царь Быков).
Значение: 1) Некоторые родноверы Велеса связывают с упорядоченным Предвечным Хаосом - вселенским Океаном-Морем, в глубинах которого покоилось Яйцо Рода и которое упоминается во многих народных заговорах.
2) Традиционно считается Богом Мудрости, хранителем тайных знаний Вселенной, Богом, волхвов и Волхвом Богов" [Велеслав, "Живые Веды Руси"]. Таким образом, он связан с духовным путем, различными медитативными и духовными практиками, своеобразной волей к получению Мудрости, колдовством. Упоминание в "Слове о полку Игореве" Бояна как Велесового внука наводит на мысль, что Вещий Бог является также покровителем искусств и художников.
3) Упоминание в "Повести временных лет" о Велеса как "Скотьего Бога" прикрепила к Велесу славу опекуна домашнего скота. Некоторые родноверы, впрочем, склонны раскрывать значение эпитета "Скотий Бог" в качестве Обладателя плотской (животной) природы вообще и животных начал в человеке (в этом он близок с грек. Дионисом, рим. Вакхом).
4) И само упоминание (купцы клянутся Велесом в договоре с Константинополем) в куче с рогом изобилия связывает Велеса с материальным благосостоянием, торговлей; известно, что понятие "богатство" у индоевропейских народов отождествлялось со "скотом".
5) Ряд исследователей (О.М.Веселовский, Иванов, Топоров) приводили балтийские и древнеанглийский параллели: welis - литовск. - покойник, welci - души умерших, «wael» (древнеангл.) - «труп остался на поле боя». Не трудно догадаться, что Велес имеет отношение к культу мертвых душ предков. Интересно, что в греческом языке "скотос" - это "тьма", "мрак", а "скютос" - "выделанная кожа", "кнут". В связи с этим родноверы почитают Велеса как покровителя Нави, Нижнего мира, мира мертвых и еще не рожденных. Отсюда некоторые течения родноверия ставят Велеса на третье место в Треглаве (Сварог-Перун-Велес), почитают как Бога-разрушителя, подобного индуистскому Шиве (из-за этого Чернобога часто считают "темным" ликом Велеса). Иногда этот Бог изображается в виде потустороннего Пастуха, управляющего душами, в которых сильно развита животная природа. Кроме того, как грек. Гермес, Велес, очевидно, является проводником душ из Яви к Нави и наоборот (представление о луне как о лодке Велеса, на которой он "курсирует" между мирами).
6) Д.О.Гаврилов и О.Наговицин приводят следующее народное верование: "Бежит река огненная, чрез огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет старый человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней". Таким образом, Велес ("старый человек") предстает также и подателем здоровья.
Лики (проявления, грек. ипостаси): Перечисленные выше: Велес Вещий, Велес как Скотий Бог, Велес как Навий Пастух, иногда - Чернобог (Велес как Разрушитель).
В "двоеверии"
В "двоеверии"*: Власий, Николай.
Аналоги в других индоевропейских традициях: ведический Варуна, частично Рудра и Вала; инд. Шива; грек. Гермес, Дионис; рим. Меркурий, Вакх; лит. Вельняс (Вяльнас); герм. Один; кельт. Цернунн, Балор; фрак. Сабазий.
Упоминается в: "Повесть временных лет", древнерусские произведения "Житие Владимира", "Слово некоего христолюбца", "Слово о полку Игореве", "Житие Авраамия Ростовского", киевский "Синопсис"; топонимика. В "Велесовой книге": д. 3-А, 4-Б, 6-В и т.д. (всего на 9 досках).
День недели: В большинстве течениях единодушно считают среду днем Велеса.
Праздники годового круга: В большинстве течений большой праздник Велеса отмечается 11 февраля (двов. день Власия), чему предшествует (в РО РПВ - подражает) неделю Велесовых святок (ОРУ, "Велесов Круг"). Кроме того, так же большинство родноверов чтит Велеса 6 декабря (в двоеверии день Николая). Интересно, что праздник Велеса весеннего (двоев. Николай весенний, 9 мая) в родноверии почти не представлено, однако календарь "Велесового Круга" выделяет также 2 Велесовы ночи: 30.04.-01.05. (кельт. Белтейн, герм. Вальпургиева ночь), 31.10.-01.11. (кельт. Самайн, Хелуин); связывает с Велесом змеиные праздники (30 мая, 14 сентября). РО РПВ выделяет змеиный праздник, посвященный Велесу, 8 апреля.
Атрибуты: Трезубец (как у Посейдона, Нептуна, тришула Шивы или Гунгнир-протазан Одина, которая символизирует власть в трех мирах, также единство процессов созидания, поддержания, разрушения), рог изобилия, посох, мохнатая накидка.
Священное животное: Медведь, бык (в частности, вол), ворон, змея; возможно, филин.
Символ: Обычно характерна "голова быка", рог, а также фаллическая символика (знак Шивы). Течения вроде инглингов иногда утверждают шестиугольную звезду (гексаграмму, "звезду Давида") как символ Велеса, но никаких подтверждений этому нет. |