Четверг, 28.03.2024, 11:45
NUMEROLOGIC
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Воистика Руси [18]
Комментарии
Вот читаем

Здравия!А

Здравия!И


В общем я

Странно у

Здравия!Пр

Здравия!Фа

День добры

Здравия!Кр

Новые статьи
Популярное
Жезл Кадуцей (Жезл Гермеса)
Расшифровка эмблем логотипов основных автопроизводителей
Cердечко: символ вечной любви
Из глубины веков под знаком трезубца
Татуировка: за и против
Мифические животные в европейской геральдике
Символизм Подковы
Исторические анекдоты. Спарта
Рисунок солнца — счетная матрица
Фига
Казаки-характерники
Поза во сне и характер
Сбитень - традиционный славянский напиток
Практический курс рунического искусства - Платов Антон
Тайное и явное. Цели и деяния сионистов [СССР/1973]
Лунница
Значение взгляда.
Священная Индийская Корова
Кшатрии Древней Руси
Аметист - магический камень.
Новые программы
Рекомендуем

Главная » Статьи » История » Воистика Руси
Ушкуйники – бесшабашные разбойники или защитники Русской земли?


В современной фразеологии слово «ушкуйник» чаще всего имеет негативную окраску и связано с откровенно «бандитствующим» поведением. Мало кто задумывается над тем, кем были в действительности ушкуйники и почему в языке от них остался только такой «одномерный» след.

Ушкуйники – порождение новгородской демократии. Ими становились вольные люди, собиравшиеся в дружины и промышлявшие по рекам и морям. Причём с самых первых упоминаний о них, относящихся к началу XI века, они известны как лихие захватчики: около 1032 года состоялся их поход на Югру (одна из волостей Новгородской земли).

В Средние века понятие «разбойник», «торговец» и «вооружённый солдат-защитник» были в значительной степени размыты. Это, в основном, касается германских и славянских народов. Так, ушкуйники являлись новгородским аналогом разбойничьих дружин викингов, для которых такой способ существования был, пожалуй, одним из главных средств существования и пополнения государственной казны. В определённом смысле «наследниками» этих благородных разбойников являлись запорожские казаки и итальянская мафия (но только в «определённом смысле», так как происхождение этих социальных групп иное). В интересующую нас эпоху «преступление» и «служба», а также «преступление» и «благородство» часто не разграничивались, ибо шла постоянная борьба классов. Что в глазах одних являлось разбоем, в глазах других выглядело справедливым возмездием. И в более поздние эпохи случалось, что тот или иной персонаж в народном фольклоре облагораживался, откровенно неприглядному образу жизни героя придавалось романтическое обоснование как миссии народного спасителя. Таковыми были английский Робин Гуд и немецко-фламандский Тиль Уленшпигель. Последнего окончательно «облагородил» только Шарль де Костер, бельгийский писатель XIX века. Об исторических прообразах обоих героев известно, что они были отнюдь не так благородны, а их действия были продиктованы в первую очередь стремлением к наживе.

Но вернёмся к ушкуйникам. Изначально, судя по всему, они были этакими любителями острых ощущений, людьми «буйными» и непокорными. Для получения статуса полноправного гражданина в Новгороде требовалось, чтобы человек принадлежал к какой-либо общине. Ушкуйники этому правилу не подчинялись, являясь своеобразными средневековыми «неформалами». Бояре и купцы, составлявшие основу власти в Новгороде, поступили очень интересно: они не стали уничтожать или изгонять ушкуйников, а решили снарядить их на дело. Неуёмную энергию ушкуйников и их любовь к путешествиям решили направить на расширение новгородской земли и защиту её от иностранных захватчиков. И, похоже, на это ушкуйники согласились с радостью, что никак не вяжется с «бандитской» сущностью, которой пытается их наделить нынешняя фразеология. В летописях они, конечно, фигурируют как «ушкунцы разбойницы», грабившие караваны на важных торговых трактах, но это, как мы уже сказали, не расценивалось однозначно как «бандитизм». Как мы увидим ниже, ушкуйников поддерживала даже цервокь.

Их успехи на этом поприще несомненны. В 1318 году ушкуйники захватили тогдашнюю финскую столицу Або (он же Турку). Здесь был захвачен ватиканский церковный налог, который собирался пять лет. В 1320 – 1323 гг. они разорили две норвежские области – Финнмарк и Холугаланд, так что норвежцам пришлось обращаться за помощью к папе Римскому. Как сообщается, это было ответом на набеги норвежских рыцарей на новгородские территории. В это же время состоялся успешный набег на Швецию, который и вовсе привёл к подписанию невыгодного для шведов Ореховецкого мира с Новгородом. Во главе ушкуйников был новгородский князь Юрий Данилович. Их целью в нападении был Выборгский замок, который они взять не смогли, но перебили и взяли в плен много его защитников. Князь ожидал, что шведы пойдут на месть, и поставил у истоков Невы укреплённый город Орешек. Однако вместо этого от Швеции пришли послы с просьбой о мире. Юрий, правда, уступил Швеции три погоста, но в целом Швеция потеряла огромный источник дани, которым являлась Новгородская земля. Ореховский договор устанавливал государственную границу и «вечный мир», действовавший потом несколько сотен лет, в том числе после присоединения Новгорода к Московскому государству.

Последнее нападение шведов на Новгород состоялось в 1348 году. Король Магнус предпринял крестовый поход. Однако уже в следующем году ушкуйники захватили шведский замок Бьаркей, после чего Швеция окончательно прекратила набеги.

Позже появилась легенда, по которой король Магнус якобы попал в кораблекрушение у острова Валаам и «чудом божьим» спасся, будучи выброшенным на берег, где его подобрали монахи, которые оказали ему всяческую помощь, а он за это перешёл в православие и под именем Григорий принял здесь постриг. Осталась даже «его» могила с богатым надгробием, украшенным… памятной надписью в стихах. Стихи добротные, и сомнительно, чтобы их написали монахи XIV – XV в., не говоря уже о подлинности самой легенды.

После этого ушкуйники решили прокатиться в Орду. Так, в 1360 году они захватили ордынский город Жукотин, где перебили множество татар. Деяния ушкуйников одобрялись даже церковью, в особенности Дионисием Суздальским, который постоянно проповедовал поход «против нечестивых агарян». Правда, этот поход в конце концов окончился взятием ушкуйников в плен, чему поспособствовал князь Дмитрий Суздальский по приказу хана. Но главное дело – ощутимый удар по татарам – было сделано.

В дальнейшем было ещё много нападений на ордынские поселения и караваны. Во время одного из них ушкуйники захватывали обозы, курсирующие между Нижним Новгородом и Казанью. Тогда хан приказал московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому) разобраться с ними. Князь послал гневную грамоту в Новгород. Ответ новгородцев поражает наглостью (в хорошем смысле) и бесстрашием: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (то есть купцов) твоих не грабили, били только басурман!».

Другой поход, 1374 года, ознаменовался взятием самого Сарая, татарской столицы, и основанием города Хлынов, он же Вятка. Город был основан как бы «походя», «на бегу». Он быстро стал новым центром ушкуйничества с республиканской формой правления, отсюда совершались набеги на татарские города.

А вот происхождение названия судна «ушкуй», от которого пошло название самих ушкуйников, так до конца и не установлено. По одним данным, происходит оно от названия реки Оскуй, по другим – от вепсского слова «ошкуй», означающее просто «лодка». Третьи настаивают на том, что название ведётся от наименования полярного медведя, которого именовали ушкуем. Казалось бы, никакой логики. Но сторонники этой версии основывают её на связи новгородских ушкуйников с дружинами викингов, а викинги называли свои суда «морскими волками»; то есть, русский медведь, по их мнению, это аналог скандинавского волка. Вдобавок непременным украшением ушкуя являлась деревянная голова медведя, укреплявшаяся на носу лодки.

Негативное отношение к ушкуйникам закрепилось после усиления Москвы. Вот тогда летописцы и начали «письменную атаку» на них, очерняя их образ и называя однозначно разбойниками, крамольниками и «ослушниками». Разумеется, писалось это по заданию князей, которые вели войну с непокорными Новгородом и Вяткой с целью их подчинить. С вольностью последнего удалось окончательно покончить только в 1489 году. Надо отметить, что во второй половине XV века московские князья не только сражались с ушкуйниками, но и, как ни парадоксально, пользовались их услугами, в частности – в своих походах на Сарай.
Категория: Воистика Руси | Добавил: Geras (28.12.2013)
Просмотров: 2539 | Теги: Князь, город, ушкуйники, поход | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Новости по теме: Историография народа славянского
Наш манифест Русского Марша - "За вашу и нашу Свободу!"
Кто изобрел мыло?
Бильдербергский клуб
Ни один телеканал в России не сообщил о победе российского спецназа в США
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Гадание на рунах

Руна дня



© «Astral-Vision»
Календарь
Праздники славян
Flag Counter
free counters
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги
Амброзия алатырь алтарь гора арии Арийцы германцев Аркона один Асгард вальхалла асы белобог вера берегини берегиня боги Вышень человек гадание богов битвы знания Аполлона мужчина брак божества велес славян вода люди амулет день вещий вед бога ветры Бог грек воинов волю громовержец божеств праздник богиня свастика внедрения гипноз ведьмы греции бои руси традиции Арийские викинг в вечности «цветных революций» в предгорьях напиток - традиционный березовский в России власти 1870 года врачебных «Дрвенград» в Сербии в пещере гороскоп влияние верить абракадабра? (мизинец) - Владимир белой бессмысленных во «бес» богатыря автопроизводителей Веды Блядство аура брокколи вещества камни аметист Бахус греки слово выражение город веществ битва войска горцев гербах массы камень горы

Яндекс.Метрика

Карта сайта
Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления. ©NUMEROLOGIC, 2024 г.