Психическое здоровье и прививки (Научный центр психического здоровья РАМН)
Психическое здоровье – одна из главных составляющих здоровья
человека в целом. Причем не только в биологическом и медицинском
аспекте. Психическое здоровье необходимо для адекватной адаптации
человека к природной среде и выживания в ней. Еще более актуален
социальный аспект психического здоровья. Наконец, психическое здоровье –
это основа человеческой цивилизации, ее научно-технического и духовного
развития. Однако, состояние психического здоровья в настоящее время в
мире, особенно в развитых странах, тревожно. Отмечается рост количества
психических нарушений (алкоголизм, наркомания, психопатические
извращения – жестокость, суициды, проституция и др.) Наблюдается также и
рост неврозов, связанных с различными стрессовыми факторами –
хронической усталостью (переутомлением) у деловых людей, с психогенными
конфликтами в семье и в коллективе сотрудников, а также и в современном
макросоциуме, в котором присутствуют нередко неразрешимые проблемы –
безработица, бедность, социальная невостребованность, неясность
перспектив и т. п.
Эти проблемы характерны для взрослого наиболее
зрелого и социально значимого населения от 25-45 лет. Но, еще более
опасно положение в подрастающем поколении.
За последние 5 лет
отмечается небывалый рост тяжелых психических расстройств (эндогенных
психозов из группы аутизма) с началом в раннем и дошкольном возрасте.
«Эпидемией аутизма» названо это явление в американской научной и
практической медицинской литературе.
Ранний детский аутизм – это
тяжелое инвалидизирующее психическое заболевание из группы расстройств
шизофренического спектра или детский психоз. Впервые он был описан в
сороковые годы ХХ века немецкими психиатрами. Встречаемость его в
детском населении была очень мала – 4-5 случаев на 10000 детей.
Однако,
в настоящее время распространенность этого заболевания выросла в разы и
достигает 20—30 случаев на 10000 детей. Но и эти цифры весьма
приблизительны, поскольку, к сожалению, системной статистики аутизма в
детской психиатрической и педиатрической практике не ведется. И для
этого есть ряд серьезных объективных причин.
Во-первых, дети
раннего и нередко и преддошкольного возраста наблюдаются исключительно
педиатрами и только в особых случаях неврологами, которые в вопросах
психического здоровья недостаточно компетентны. Во-вторых,
психиатрический осмотр ребенка предусматривается только после возраста
трех лет и требует от врача-психиатра специальных знаний в области
ранней психиатрии. Следует отметить, что психиатрия раннего возраста или
микропсихиатрия – дисциплина новая, формирующаяся, и не каждый врач,
даже психиатр, располагает знаниями в данной области в достаточной
степени.
Поэтому распознавание ранних психозов (в нашем случае
раннего аутизма) затруднено. Чаще всего состояние ребенка определяется
как обычная задержка развития, педагогическая запущенность или даже как
невоспитанность, «избалованность» и родителям внушается необоснованный
оптимизм на возможную положительную возрастную динамику. Из этого
следует, что и диагностика и лечение своевременно не проводятся,
психическое состояние ребенка резко ухудшается и к возрасту 4-5 лет
достигает уровня детской инвалидности.
В то же время все больше
открывается фактов, что ранний детский аутизм –заболевание, связанное с
аутоиммунными процессами, которые по тем или иным причинам из
физиологических, поддерживающих иммунную защиту организма от вредных
воздействий среды (в том числе инфекционных болезней), превращаются в
аутоагрессивные, разрушающие здоровье в целом, но особенно нервную
систему и психику
Известно, что гомеостаз человека стоит на «трех
китах» – нервной, иммунной и эндокринной системах. Эти системы
взаимосвязаны и дефицит и дисфункция одной вызывают патологию в другой.
Справедливо рассмотреть связь нарастания числа раннего детского аутизма
как аутоиммунного (в том числе) заболевания с нарушением
функционирования именно иммунной системы организма.
Известно
также, что в первые 1.5 года жизни ребенка проводится активная
(плановая) иммунизация детского населения в виде многочисленных поли – и
моновалентных вакцин, содержащих более 10 различных инфекций (таких как
корь, ветрянка, паротит, краснуха, коклюш, полиомиелит, дифтерия,
столбняк, гепатит, туберкулез и др.). Предполагается, как обязательное
условие, что вакцины содержат тем или иным способом инактивированного
(ослабленного) возбудителя болезни. Однако не вызывает сомнения тот
факт, что вакцинирование влияет на жизнестойкость иммунной системы и
вызывает, в ряде случаев, обратный желаемому результат – не укрепляет
здоровье ребенка, а наоборот ослабляет его.
В педиатрии известен
факт, что в период раннего детства (новорожденности и младенчества)
иммунная система ребенка пребывает в стадии формирования, она
несовершенна и не всегда готова дать адекватный ответ на предъявляемый
ей вызов – в виде вакцинации. Ответ может быть недифференцированным и
даже неадекватным. У ребенка просто не вырабатывается достаточного
количества антител для защиты от прививамой инфекции, поэтому
иммунизация проводится от одной и той же инфекции неоднократно.
Например, профилактическая прививка от группы заболеваний – АКДС с
периода новорожденности до 1.5 лет проводится трижды.
В
иммунологии известен факт, что настоящий иммунный ответ – это процесс,
который длится не один день, а 2-3 недели и в ряде случаев дольше и в
отдаленном периоде вполне вероятно перестраивает всю иммунную
реактивность организма. Возможно именно этой причиной объясняется
распространенность в первые годы жизни ребенка такого явления как
аллергия, которую можно рассматривать как неадекватный чрезмерный ответ
иммунной системы на нейтральный раздражитель, ставшим аллергеном
(например, кошачью шерсть, ковровый ворс, материнское молоко и т.п.)
Следует
отметить, что дети в пост прививочный период, продолжающийся нередко
2-3 месяца находятся в состоянии повышенной уязвимости к другим
референтным расстройствам, не связанным с прививамой болезнью и
составляют т.н. группу риска. Например, эти дети более выраженно
реагируют на легкие стрессы, индифферентные при других обстоятельствах
(краткую разлуку с родителями, даже радостное событие), чаще подвержены
простудным заболеваниям. Переход из семьи в детское учреждение в этот
период протекает с затяжной дезадаптацией в виде расстройств не только
поведения, но и физического состояния ребенка с нарушениями сна,
аппетита, вплоть до полного отказа от еды, расстройством навыков
опрятности, речи, умений самостоятельно пользоваться ложкой, одеться и
т.п.
Казалось бы связь описываемых явлений с массовыми прививками
– очевидна. Однако в официальной педиатрии это оспаривается. Именно
поэтому, не исследуются отдаленные осложнения прививок, а учитываются
только реакции в первые постпрививочные дни, не изучается иммунный
статус ребенка до проведения вакцинации
Как показывает наша
психиатрическая практика, рост количества аутизма, этого удручающе
тяжелого заболевания детей очевиден. Начало его совпадает с последней
поливалентной прививкой в 1.5 года, через месяц спустя или ранее.
Болезнь начинается исподволь, а иногда резким обрушением регрессом всей
психической деятельности до этого вполне относительно сохранного и
практически здорового в психическом отношении ребенка. Он утрачивает
прежде имевшиеся навыки речи, опрятности, навыки общения и аутизируется и
т д. Попытки лечить его известными в психиатрии методами мало
эффективны. По-видимому, мы имеем дело с новой формой эндогенного
психического процесса требующего своего серьезного изучения, в котором
наблюдаются как симптомы энцефалита (воспаления) структур головного
мозга, так и аутоиммунного эндогенного заболевания. Этим, по-видимому,
объясняется сочетание в картине болезни, как признаков органической
деменции, так и шизофреноподобной симптоматики в форме аутизма.
Вакцинация
детей в нашей стране проводилась с 40 годов ХХ века. Однако такого
распространения постпрививочных осложнений, особенно аутизма не было.
Возможно причиной данного факта является изменение качества вакцин,
введение в их состав токсических элементов (солей ртути, свинца.
формалина и др.), увеличение числа прививок, сверхранняя иммунизация
(даже в первые часы жизни ребенка) и, наконец, снятие ограничений и
противопоказаний к проведению вакцинации. Иными словами в данном
медицинском, и профилактическом мероприятии исчез или сведен к минимуму
индивидуальный подход.
Следует отметить, что особенно
уязвимыми в появлении тяжелых последствий проводимой вакцинации являются
дети с легкими шизотипальными генетическими стигмами, которые при
щадящем режиме воспитания, в том числе и медицинской интервенции,
составляют резерв популяции с высоким интеллектом и творческим
потенциалом. |