На Севере и Востоке Европы, где корабль и ладья веками были главным средством передвижения, они сопровождали человека от рождения до последнего вздоха, а в мифах играли важнейшую роль как для людей, так и для богов. Древнегерманская и скандинавская мифологии отводят кораблям необычайно важное место в судьбах мира, а славяне, кельты, балты и индейцы Северной Америки видели в них главное средство связи с потусторонним миром. Именно поэтому практически все экземпляры драккаров и ладей, сохранившиеся до наших дней, были извлечены археологами из погребальных курганов и захоронений иных типов.
Нагльфар
Этот мрачный корабль известен из германо-скандинавской мифологии. Место его постоянного пребывания — царство мертвых Хель, и покинет он его все один-единственный раз — в день, который в мифах северян зовется Рагнарек. Этот день, согласно скандинавским верованиям, ознаменуется последней битвой богов с древними чудовищами, гибелью богов и всего мира в целом. Согласно мифу, Нагльфар будет освобожден из подземного плена великим потопом, после чего на него взойдет армия етунов — исполинов и заклятых врагов богов, которые поплывут на нем на поле Вигрид для последней битвы с асами — верховными богами скандинавов. Однако это плавание будет чрезвычайно необычным, ведь материал, использованный для создания Нагльфара, — не что иное, как ногти умерших. А поскольку ногти — материал, лишенный плавучести, угрюмые корабль едва ли сможет удержаться на плаву. Но и это не имеет значения: перед наступлением дня Рагнарек зима будет длиться три года, моря промерзнут до самого дна, и Нагльфар сможет просто скользить по льду. С этим кораблем связан средневековый скандинавский обычай остригать ногти умерших и сжигать их. Верившие своим мифам викинги и суровые германские воины не горели желанием приблизить конец света, и таким образом лишали обитателей преисподней необходимого материала для постройки Нагльфара.
Скидбладнир
Еще один знаменитый корабль скандинавских мифов — Скидбладнир, полная противоположность кошмарному Нагльфару. Он был выкован гномом Двалином для бога Фрейра, который считался повелителем солнечного света, лета и плодородия. Фрейр был воплощением добра и мира, и не удивительно, что именно его кораблю было предназначено принять на борт все воинство асов в час последней битвы с силами зла. Паруса Скидбладнира всегда наполнены попутным ветром, кроме того, этому кораблю совершенно безразлично, какая стихия перед ним расстилается — море или суша, ничто не может остановить его стремительный полет. Имелось у чудо-корабля еще одно волшебное свойство — судно, вмещавшее все воинство Асгарда, было изготовлено из множества мелких частей и столь искусно, что в любую минуту его можно было сложить, как кусок ткани, и спрятать в мешок.
Высшая честь
Погребение в ладье или корабле в глубокой древности считалось высшей честью, которой удостаивались только правители и выдающиеся военные вожди. Первое из известных захоронений такого типа — гробница древнеегипетского фараона Хеопса. Для германцев и скандинавов ладья символизировала последнее путешествие покойного в Валгаллу — рай для павших в бою, небесный чертог в Асгарде. Подобные погребения были распространены среди англосаксов, франков, викингов, в дохристианской Руси, у балтийских народов. Обряд погребения в корабле нашел отражение также в сооружении погребальных монументов в виде кораблей в различных частях света. На Балеарских островах еще в бронзовом веке гробницы сооружались в виде перевернутых лодок, а в Скандинавии начиная с позднего бронзового века возводились каменные корабли — постройки из камней, очертания которых, если взглянуть сверху, напоминают форму корпуса драккара. |